«Глина сорвалась и стала крутиться по корыту и несколько секунд брызги летели в нас, на стены и даже в окна!»: самарский керамист рассказала о забавной ситуации во время свидания

Керамика – это искусство, которое пережило тысячелетия, оставляя свой след в истории человечества

Мария Лебедева фото предоставлено SamaraOnline24

Керамика – это искусство, которое пережило тысячелетия, оставляя свой след в истории человечества. С древних времен керамика служила не только украшением, но и предметом практической необходимости – от глиняных сосудов для хранения до архитектурных деталей и облицовки.

С развитием технологий и искусства керамика пережила необыкновенный ренессанс в современном мире. Сегодня керамисты используют широкий спектр материалов, техник и подходов, чтобы создавать произведения, которые не только красивы, но и передают глубокие смыслы и эмоции.

В интервью для SamaraOnline24 Мария Лебедева, основатель семейной гончарной мастерской Terra Goat в Самаре, рассказала о ремесле, творчестве и мастер-классах, на которых самарцы ходят как на свидание и где могут реализовать самые необычные идеи.


Мария Лебедева с семьей фото предоставлено SamaraOnline24

Расскажите, почему Вы дали именно такое название мастерской?

— О, изначально мастерская называлась «Домик Чудес», которую я создала в 2010г., а в 2019г. появилась семейная гончарная мастерская Terra Goat. Название "Terra" (земля, глина) и "Goat" (коза, козлик), полностью ассоциируется с Самарской землёй, с Волгой и со всеми красотами нашего края!

Чего Вы опасались больше всего, открывая Гончарную мастерскую Terra Goat? Столкнулись ли Вы в итоге с этим?

— Я боялась аренды, боялась уйти с работы, чтобы полностью посвятить себя глине. А в итоге, зря боялась! Хорошо, что тогда я сделала такой шаг в неизвестность, так как именно в это время почувствовала полную свободу в творчестве и только развивалась, делая проекты, больше обучала, лепила сама из глины.

Фото предоставлено SamaraOnline24

Когда Вы поняли, что готовы передавать свой опыт другим людям и начали проводить мастер-классы?

— Сейчас я уже уверенно провожу занятия для взрослых и детей, люблю, когда приходят семьями и творят, люблю смотреть в «горящие от счастья» глаза, когда получается то, что задумано.

Но это конечно было не сразу. Уверенность приходила постепенно, с опытом, который начался по запросу самих людей, меня приглашали на выставки, ярмарки, показать мастер-классы. Люди просились на гончарные мастер-классы, видя, что я занимаюсь этим по социальным сетям.

И даже первый свой курс гончарного искусства для взрослых я провела, потому что очень просили!

Самая необычная идея, с которой приходили люди на мастер-класс? Удалось ли ее воплотить в жизнь?

— Самые необычные идеи у деток, я люблю наблюдать как они решают самостоятельно, что слепить, какой декор сделать. Они не боятся продырявить, сломать, что-то не так слепить. И именно у них чаще всего работы необычные, мишки могут быть синими, кошки розовыми, наша планета Земля расти на дереве.

Фото предоставлено SamaraOnline24

Какой самый забавный случай Вы можете вспомнить за время проведения мастер-классов?

— Забавных случаев много, занятия всегда проходят весело, а с некоторыми смеемся до слёз.

Но вот именно сейчас, пришел в голову случай со свидания парня и девушки на мастер-классе. Девушка спросила, а может ли глина сорваться с круга и влететь в кого-нибудь и еще добавила, что видео в интернете подобное видела.

И вот надо же! Глина сорвалась и стала крутиться по корыту и несколько секунд брызги летели в нас, на стены и даже в окна! Комок глины, слава богу, ни в кого не влетел, но такого и быть не может, а посмеялись мы тогда все вместе до слёз точно! После свидания, девушка призналась, что хотела, видимо, чтоб так случилось, хотела испытать все эти эмоции, что увидела заранее.

Хорошо, что глина легко отстирывается, стены, окна моются!

Что больше всего вам нравится в гончарном творчестве?

— Свобода! Свобода в выборе формы, текстуры, цвета, способа обработки, в сочетании поверхностей, в способе создания.


Фото предоставлено SamaraOnline24

Расскажите, как началась Ваша творческая деятельность, как давно это было?

— Совсем недавно посчитала, уже 22 года леплю из глины, из них 12 лет провожу занятия и обучающие курсы.

Началось все с детства, когда попала в археологический лагерь. В раскопах тогда попадалось не столько что-то ценное, сколько осколки керамики от мисок, кувшинов. Мне было интересно собирать их в изделия, это не всегда получалось, но прорисовывалась форма, орнамент, неровности, даже следы пальцев, что замазывали шовчик глины, были видны. Это некое прикосновение к истории, меня это очень впечатлило тогда!


Фото предоставлено SamaraOnline24

Какое первое изделие Вы сделали? Помните, какие эмоции Вы при этом испытывали?

— В том же лагере я и начала лепить из глины! Мы копали глину около реки Большой Кинель, обрабатывали её, дополняли различной органикой, чтобы изделия выжили в диком костровом обжиге и лепили. Конечно же, сначала я попробовала сделать простой горшочек и украсила его рисунком в виде лозы с листьями! Изделие долго сушилось и прошло обжиг! Помню только, что в тот момент, когда я держала полностью готовое изделие в руках, мыслей в голове была уйма, что ещё слепить.

Напомню, в далеком 2002 году я была ребёнком, поэтому все остальные работы я лепила в виде игрушек-копилок. Мне хотелось делать копилки без открывающегося дна, чтоб накопить и разбить. Вот как я лепила первую копилку в виде гнома, я помню очень хорошо! В тот день после завтрака я засела в беседке, где обычно лепила и пробовала слепить фигурку гнома. Целый день я провела тогда за лепкой, звали на обед, ужин, но мне было не до этого.

Первые работы Марии фото предоставлено SamaraOnline24

С какими трудностями Вы сталкивались на начальных этапах? Сейчас у Вас что-то в процессе создания изделий вызывает затруднения?

— На начальных этапах были очень сложны процессы добычи глины, переработки и сам обжиг. Собственно, обжигать было негде, поэтому и обжига не было. Я заготавливала сама себе глину, добывала её на велосипеде в соседнем селе, обрабатывала и лепила. Я только высушивала свои работы, красила, а потом покрывала бесцветным лаком. Это было что-то вроде защитного слоя.

Иногда мне удавалось обжечь некоторые работы через педагогов лагеря из Самары, но эти работы мне не возвращались, так как шли как экспонаты в выставочной деятельности.

Сегодня таких сложностей нет в керамике: глина продаётся уже готовая, есть разные магазины, много инструментов, глазурей разных марок, печи – бери и делай!


Костровый обжиг фото предоставлено SamaraOnline24

Продаете ли вы свои изделия в кафе или рестораны? Делаете ли их на заказ?

— Да, есть опыт и в этом! В Самаре несколько крупных сетей ресторанов являются нашими постоянными клиентами, очень рады, что сотрудничаем с ними. Могу сказать, что к нам обращаются кафе и рестораны, с очень похожими взглядами на посуду, нам очень легко договориться поэтому, мы как на одной волне.

На заказ изделия выполняю не всегда, смотрю по своей загруженности, часто направляю заказы своим коллегам, особенно тем, кто только начал свой творческий путь в керамике.

Фото предоставлено SamaraOnline24

Мария отметила, что начинающим керамистам нужно быть готовыми к тому, что отныне их мысли будут заняты керамикой, а глаза будут замечать везде керамику. Она посоветовала новичкам задуматься над получением базовых знаний: «Без правильных основ, техники никуда, это очень долгий путь».